Ставшая уже притчей во языцех финка НКВД существовала на самом деле. Более того, вачинский клинок в свое время одинаково уверенно чувствовал себя и в руках оперативника, и за голенищем у блатного. Простая, надежная, с характерным силуэтом, она превратилась в символ целой эпохи.

Родословная финки уходит в холодную Финляндию, где такие ножи служили простыми рабочими инструментами. Но в России они быстро приобрели новый характер — гарду, массивную рукоять и репутацию оружия. Финка стала частью быта северных губерний, а позже — частью советской культуры, пройдя путь от полевых кухонь до уличных подворотен.

В довоенные годы нож стал символом силы и независимости. Он был доступен, прочен, прост, и потому популярен у всех, от рыбака до преступника. Его узнавали по особой форме и по цветным рукоятям, за которые мастера брались с азартом. На улицах финка стала знаком статуса

В 1935 году все изменилось. Советская власть объявила финку холодным оружием: за ношение без разрешения НКВД грозила статья. Но запрет лишь подогрел интерес. В подвалах, артелях и тюремных кузнях началось производство подпольных ножей. Каждый имел свои черты, а мастеров знали по срезу стали, по изгибу гарды, по оттенку рукояти.
Тогда же финкой заинтересовались и сами чекисты. В 1936 году в Нижегородской области, на заводе «Труд» в поселке Вача, по заказу НКВД создали новую модель. За основу взяли шведский нож мастера Понтуса Хольмберга, но переделали под советские нужды: пластмассовая рукоять вместо рога, изменённая гарда, строгая, рациональная форма. Так появилась вачинская финка, инструмент, который стал символом целого ведомства.

Финку не принимали на вооружение официально, но она входила в набор вещевого довольствия. В пособиях по боевому самбо объясняли, как ей пользоваться в ближнем бою. А уже через несколько лет в армии появился НР-40, прямой потомок вачинской модели.
Производство шло до семидесятых. Эти ножи были и в следственных чемоданах, и в армейских лагерях, и в руках рабочих. Они пережили фронты, смену власти и распад империй. В девяностых вачинские финки массово уничтожали, но часть уцелела в музеях, коллекциях и личных архивах.
источник

Родословная финки уходит в холодную Финляндию, где такие ножи служили простыми рабочими инструментами. Но в России они быстро приобрели новый характер — гарду, массивную рукоять и репутацию оружия. Финка стала частью быта северных губерний, а позже — частью советской культуры, пройдя путь от полевых кухонь до уличных подворотен.

В довоенные годы нож стал символом силы и независимости. Он был доступен, прочен, прост, и потому популярен у всех, от рыбака до преступника. Его узнавали по особой форме и по цветным рукоятям, за которые мастера брались с азартом. На улицах финка стала знаком статуса

В 1935 году все изменилось. Советская власть объявила финку холодным оружием: за ношение без разрешения НКВД грозила статья. Но запрет лишь подогрел интерес. В подвалах, артелях и тюремных кузнях началось производство подпольных ножей. Каждый имел свои черты, а мастеров знали по срезу стали, по изгибу гарды, по оттенку рукояти.
Тогда же финкой заинтересовались и сами чекисты. В 1936 году в Нижегородской области, на заводе «Труд» в поселке Вача, по заказу НКВД создали новую модель. За основу взяли шведский нож мастера Понтуса Хольмберга, но переделали под советские нужды: пластмассовая рукоять вместо рога, изменённая гарда, строгая, рациональная форма. Так появилась вачинская финка, инструмент, который стал символом целого ведомства.

Финку не принимали на вооружение официально, но она входила в набор вещевого довольствия. В пособиях по боевому самбо объясняли, как ей пользоваться в ближнем бою. А уже через несколько лет в армии появился НР-40, прямой потомок вачинской модели.
Производство шло до семидесятых. Эти ножи были и в следственных чемоданах, и в армейских лагерях, и в руках рабочих. Они пережили фронты, смену власти и распад империй. В девяностых вачинские финки массово уничтожали, но часть уцелела в музеях, коллекциях и личных архивах.
источник
Свежие комментарии