На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Несекретные материалы

14 308 подписчиков

Сербское эхо «белмайдана» и «росболтливости»

Сегодня, 14 сентября 2020 года, в Белоруссии, точнее — в Брестской области, неподалёку от границ Польши, начинаются российско-белорусские учения «Славянское братство», которые проходят уже пятый год подряд.

В составе многонациональной тактической группы из более 800 военных и 200 единиц боевой техники они продлятся они до 25 сентября, и уже понятно, что у них появился очень неоднозначный символ. В учениях буквально за несколько дней до их начала отказалась принимать участие Сербия, которая участвовала в них все прошлые годы. Более того, в прошлом году учения проходили в Сербии, а в 2018 году – в России. И вот теперь такой отказ.

Глава Минобороны Сербии Александр Вулин сообщил, что его страна на полгода замораживает всякие военные телодвижения и не будет участвовать ни в каких «военных активностях» — ни с НАТО, ни с ОДКБ, ни с Россией, ни с США, ни с КНР, ни с ЕС. И объяснил такой шаг необходимостью соблюдать сербский нейтралитет, напомнив, что Сербия, на основании соответствующего голосования в парламенте, является нейтральным государством. Но одновременно сказал и правду – невероятно усилившимся давлением на Белград со стороны всего коллективного Запада и его европейского представителя – Евросоюза. «От нас требуют ценой отказа от нашего европейского будущего и ценой еще большего давления на нашу политику, а также на наш народ в Косове и Метохии и Республике Сербской отказаться от запланированных военных учений с Белоруссией», – честно заявил он.

И это, как говорится, суверенное право суверенной Сербии – и быть нейтральной, и подчиняться или противостоять давлению извне. Но обращают на себя внимание два обстоятельства, при которых случились эта непреодолимая тяга Белграда к нейтралитету и параллельная «козья морда» в сторону России и Белоруссии, типа «братьев по оружию».

В первую очередь, это, конечно же, требование «ястребов-русофобов» в Европе и особенно в США сплотиться и проявить всеевропейскую и всезападную солидарность в поддержке белорусской оппозиции, которая требует немедленной отставки президента Белоруссии Александра Лукашенко и всевозможному противодействию России, которая заявила о поддержке законной власти соседней страны. Запад совершенно справедливо боится одного – что давление на Лукашенко подтолкнет Белоруссию в более тесной интеграции с Россией в едином союзном государстве. И что Западу не удастся вырвать Белоруссию из зоны российского влияния и завершить строительство санитарного кордона против России на ее западных границах. Для коллективного Запада – это крушение всех надежд тогда, когда, как говорится, восстал «белмайдан» и счастье было так возможно.

Во-вторых, 4 сентября 2020 года в Вашингтоне в присутствии и при посредничестве президента США Дональда Трампа президент Сербии Александр Вучич и премьер-министр непризнанного Косова Авдулах Хоти подписали соглашение о нормализации экономических отношений, которое так и называется – «Экономическая нормализация». «После десятилетий истории насилия и трагедий, после многих лет провальных переговоров моя администрация предлагает новый подход к преодолению различий (между Сербией и Косово. – Авт.) — фокусирование на экономике», – гордо заявил Трамп.

Этот документ, как отмечает газета «КоммерсантЪ», все стороны – и участник, и посредник – немедленно назвали экономическим, для чего его даже подписывали не государства Сербия с Косово между собой, а каждое из них – отдельно с США, которые для пущей экономической убедительности вроде бы, по данным телеканала «Клан Косова», готовы гарантировать инвестиции в размере 13 млрд. долл. Разумеется, в совместные экономические проекты Белграда и Приштины, особенно инфраструктурные, связывающие их взаимовыгодным сотрудничеством. Например, в строительство скоростной автомагистрали Белград—Приштина и открытие прямого железнодорожного сообщения между ними с перспективой продления трассы до побережья Адриатики. При этом в Белграде откроется представительство «U.S. International Development Finance Corporation» – именно для финансирования местных и региональных проектов.

Условия сотрудничества между Сербией и Евросоюзом стороны немедленно обсудили и в Брюсселе уже 7 сентября сего года. А потом и последовал отказ от совместных учений в Белоруссии. И со стороны очень похоже, что сербское руководство в главе с президентом Вучичем выбрало «европейскую солидарность», евроинтеграцию любой ценой и американскую политическую «крышу» вместо сербско-российской дружбы и пресловутого славянского братства. В том числе, и по оружию. Сербия фактически отказалась демонстрировать это единстве в Белоруссии. И именно в тот момент, когда эта демонстрация так нужна. Геополитически нужна. Потому что как «белмайдан» не сбавляет обороты, так и западная поддержка его акций тоже нарастает и уже переходит в политическое русло непризнания легитимности белорусских властей.

Конечно, ситуацию вольно или невольно своей квази-патриотической болтовней обострила официальный представитель МИД России Мария Захарова, которая, наблюдая, как Вучича принимают в Белом доме и заставляют, как двоечника на допросе, сидеть перед Трампом на стульчике напротив, зло пошутила и снабдила шутку пикантным фото героини актрисы Шерон Стоун из фильма «Основной инстинкт». Мол, так теперь пред Трампом должен сидеть каждый, кого чмырят. Но сербы страшно обиделись: типа «братьев» так не обижают. И потребовали объяснений, а «обидку» немедленно положили в обоснование своих дальнейших действий. И России пришлось-таки за несдержанную болтливость одной из чиновниц извиняться перед Вучичем на самом высоком уровне – и глава МИД Сергей Лавров, и президент Владимир Путин приносили свои извинения.

И все вроде бы уладилось. Вучич, по его словам, инциденту внимания не придал и извинения принял. «Я даже не напоминал и как воспитанный человек никогда бы этого не упомянул. Считаю, что у нас хорошие отношения», – сказал он. И даже заверил, что никакого прозападного влечения Сербия не испытывает, а продолжает верно и преданно дружить с Россией. Но, повторяю, на учения в Белоруссию чтобы поддержать Лукашенко и его власть демонстрацией «славянского братства» Сербия все равно не отбыла. Мелочь, но факт, и неприятно.

Впрочем, все может оказаться не такой уж мелочью, если повнимательнее присмотреться к подписанному американо-косовско-сербскому соглашению. Из 16 его пунктов чисто экономических только 10, остальные касаются так или иначе политики. В частности, соглашение предусматривает, что:

- Сербия и Косово одновременно признали «Хезболлу» террористической организацией «из уважения к США»;

- Сербия, как это сделали первыми США, переведет свое посольство из Тель-Авива в Иерусалим;

- Сербия и Косово совместно взяли обязательства в области энергетики и телекоммуникаций, которые предусматривают «диверсификацию источников снабжения энергоносителями», что вполне можно рассматривать как курс на снижение зависимости Белграда от российского газа;

- Сербия и Косово обязались не использовать технологии 5G «от ненадежных поставщиков» и избавиться от уже используемых, что прямо намекает на согласие Белграда и Приштины не применять технологии Китая;

- Сербия и Косово в области безопасности взяли на себя обязательство использовать для борьбы с терроризмом и организованной преступностью и для противодействия киберугрозам новейшие технологии США, что также говорит о готовности Белграда подключиться к европейской системе безопасности, возглавляемой США.

Мало? Вучич тоже говорит, что эти пункты ничего не значат, а дружба с Россией крепка, как никогда. Но как тогда расценить отказ Белграда из-за надуманного шпионского скандала от покупки в 2019 году российских зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-400. Не такой близкий «брат», как Вучич, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган купил и не испугался США, а вот Сербия включила заднюю. И есть главный вопрос: почему?

И есть только надежда, что в российском руководстве знают ответ на него, потому что не только внимательно прислушиваются к эху «белмайдана», которое доносится из Белоруссии, и не только исходят язвительной лжепатриотической болтовней, но и делами занимаются. А дел этих, как говорил Гоцман в сериале «Ликвидация», «за гланды». И просто интересно: а учения в Белоруссии идут по плану?

http://antifashist.online/item/serbskoe-eho-belmajdana-i-ros...

Владимир Скачко

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх