На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Несекретные материалы

14 327 подписчиков

Свежие комментарии

  • Анатолий Страшко
    Почитаешь посты и впечатление, что нам очень помогли, выделив деньги Усраине. А знаете, уважаемые читатели, это очень...TAC: что 61 милли...
  • Александр
    ... Ну, или НУЖНО (можно) просто по башке мешком!Военкор: Россия р...
  • вячеслав полыгалов
    Серега!На ножи не подходи!Я тренировался!Серия комбинирова...

Мы вас будем резать, русские свиньи!": Как хрупкая Ирина спасла людей от обезумевшего горца

Почти половина населения дагестанского города Кизляр – русские. Много веков они дружно живут бок о бок с мусульманами, в атмосфере взаимного уважения и почтения к религии и традициям друг друга. Поэтому то, что произошло в тот злополучный вечер, по сей день не укладывается в головах местных жителей.

18 февраля 2018 года православные верующие Кизляра стекались в храм в приподнятом настроении – люди отмечали Прощёное воскресенье и шли на праздничную службу целыми семьями. Они ещё не знали, каким ужасом обернётся для них этот светлый праздник.

Священник Павел Каликин, настоятель Свято-Георгиевского храма, после случившегося вспоминал, что в этот день служба закончилась чуть раньше обычного: прихожане попросили друг у друга прощения и засобирались домой.

Но тут во дворе послышались странные звуки, похожие на хлопки. Кто-то закричал, что к храму идёт мужчина с ружьём и стреляет по всем без разбора. Поднялась паника, дети заплакали, перепуганные люди не знали, что им делать, некоторые начали молиться, другие звонили своим близким и в полицию.

Тем самым незнакомцем с оружием был 22-летний дагестанец Халил Халилов. Как выяснили позже следователи, молодой человек проникся идеями радикального ислама, которые почерпнул у своего двоюродного брата – тот воевал в рядах армии ИГИЛ*.

Халилов хотел и сам уехать в Сирию, но у него не получилось.

Тогда он решил объявить джихад русским.

"Мы вас будем резать, русские свиньи!"

Благо это оказалось совсем не трудно: охотничье ружьё и патроны он позаимствовал у родственников, после чего сел в машину и поехал в Кизляр. Почему именно туда? Всё просто – там нет недостатка в потенциальных жертвах, ведь в городе проживает порядка 20 тысяч русских.

Судя по всему, убийца специально выбрал дату и место, чтобы "положить" как можно больше невинных людей: он припарковался возле храма и стал ждать окончания праздничной службы. А перед тем как устроить бойню, отморозок выложил в Сеть видео, в котором пообещал отомстить за убийства мусульман в Сирии и присягнул на верность ИГИЛ*.

Мерзавец и не догадывался, что его сможет остановить хрупкая русская женщина, более того – блаженная нищенка.

Ирину Мелькомову знали все прихожане храма Георгия Победоносца. Женщину постоянно видели возле церкви, её считали кем-то вроде городской дурочки – не очень умной, но доброй и незлобивой, всегда готовой помочь. "Крестила прохожих и улыбалась", – рассказывали местные жители журналистам.

Скриншот страницы Павел Каликин / vk.comСвященник Павел Каликин, настоятель Свято-Георгиевского храма с семьёй. Скриншот страницы Павел Каликин / vk.com

Отец Павел также хорошо знал Ирину. Вот что он рассказал о ней Царьграду:

Ирина была таким человеком, о которых говорят "блаженная" или "не от мира сего". Несмотря на свои 50 лет, она была таким ребёнком, дитём... Ирину знал весь город, каждый пытался ей милостыни подать какой-то, кто деньгами, кто продуктами.

Чаще всего, продолжает священнослужитель, Ирина сидела на лавочке во дворе храма, а вот в сам храм заходила крайне редко. "Люди часто задавали ей вопросы: вот ты в храм не заходишь, к таинствам не приступаешь. А она отвечала: я приду", – вспоминает отец Павел.

И только после этого случая многие люди поняли, что миссией её было именно вот так вот сидеть на улице и, можно сказать, прикрыть собой людей, которые находились в храме вместе со мной...

– с грустью добавляет наш собеседник.

храмКизляр, храм вмч. Георгия. Фото: pravoslavie.ru

Однако, увидев обезумевшего дагестанца с ружьём, стреляющего в людей, Ирина просто преобразилась.

Она сидела, дремала, – вспоминает тот жуткий вечер отец Павел, – но на шум открыла глаза и увидела человека с ружьём. Те, кто смотрел во двор из окон храма, видели, что она побежала на него, сумками стала его бить, ругать, выгонять...

В этот момент преступник повернулся и дважды выстрелил ей в грудь. Женщина упала замертво.

Тем не менее гибель Ирины оказалось не напрасной: по словам отца Павла, пока блаженная отвлекала вооружённого дагестанца, как минимум 20 человек успели забежать в храм и спрятаться там, после чего свечница заперла двери – люди были спасены.

Рассвирепевший стрелок начал стучать и ломиться в закрытые двери и даже несколько раз выстрелил. "Страшно представить, что было бы, войди он внутрь", – вспоминает отец Павел. По его оценкам, в церкви было порядка 50 человек.

Возможно, злоумышленник придумал бы способ пробраться в церковь, но ему помешал местный казак Сергей Пресняков, который в тот момент как раз собирался отвезти свою жену и мать домой со службы.

Позже он вспоминал в беседе с журналистами "КП", как всё было: "Бородатый, в шапочке и с двустволкой, он шел к храму, стреляя и крича "Аллах акбар, мы вас будем резать, русские свиньи!"

Услышав крики раненых и увидев, как упала убитая нищенка, мужчина сразу начал отвлекать внимание обезумевшего дагестанца на себя. "Стреляй в меня, трус!" – крикнул Сергей. Убийца сделал несколько выстрелов, но промахнулся.

КизлярФото: pravoslavie.ru

Поняв, что его план провалился, дагестанец начал отступать. И именно в этот момент подъехал вызванный кем-то ОМОН. Тогда взбешённый Халилов начал палить по стражам порядка, тяжело ранив двоих. Однако и сам не смог уйти от пули: полицейские открыли огонь на поражение и уничтожили нападавшего.

При осмотре тела в карманах доморощенного "игиловца"* нашли неиспользованные патроны, а к ноге был прикреплён нож с написанной на нём клятвой верности террористической организации.

Кизляр
Халилов проникся идеями радикального ислама, которые почерпнул у своего двоюродного брата. Фото: instagram.com/ lenta_dagestan / Globallookpress   

Только когда нападавший был убит, людям разрешили выйти из храма. Их глазам предстала страшная картина: во дворе лежали тела погибших. Кроме бесстрашной блаженной Ирины, Халилов успел застрелить ещё четверых.

Все они были прихожанами храма и очень уважаемыми в городе людьми: Надежда Терлиян возглавляла паломническую службу, Вера Моргунова работала в районной администрации, вместе с ней погибла и её сестра – известный кизлярский врач-кардиолог Людмила Щербакова. Ещё одной жертвой стала местная жительница Вера Блинникова.

КизлярПредседатель Совета ветеранов войны, тружеников тыла и ветеранов труда Кизлярского района Вера Гавриловна Моргунова (слева) и заслуженный врач Республики Дагестан Людмила Георгиевна Щербакова. Фото: pravoslavie.ru

Две другие прихожанки – Наталья Плетухина и Надежда Кушнарёва, а также омоновцы Солтансойгид Хизриев и Магомед Рамазанов были доставлены в больницу с пулевыми ранениями. К счастью, все четверо выжили.

Позже в беседе с журналистами настоятель храма признался, что в храме был один-единственный сторож. Да и тот без оружия. Но до этого инцидента вопрос об охране храма даже не возникал – никто из служителей или прихожан не получал никаких угроз. Отношение к православным и к священникам в городе всегда было благожелательным.

За всю историю – а уж какие тяжёлые события были в Кизляре, никто никогда не посягал на храм,

– отмечал священник.

Скриншот страницы Православие / vk.comОтпевание погибших. Скриншот страницы Православие / vk.com

Справка Царьграда: в 1996 году, во время Первой чеченской войны боевики под командованием Салмана Радуева и Хункар-Паши Исрапилова атаковали город Кизляр, закрепились в местной больнице и взяли заложников. Радуев потребовал от руководства России вывести войска с территории Чечни и Северного Кавказа, затем последовали ожесточённые боевые действия. Данные о потерях по сей день разнятся: по одним данным, погибло 78 человек, по другим – не менее 800.

Три года спустя – что изменилось?

Из разговора с отцом Павлом мы узнали, что одна из пострадавших от пуль Халилова – Наталья Плетухина – к сожалению, несколько месяцев назад скончалась. После ранения ей ампутировали руку, затем у женщины появились серьёзные проблемы со здоровьем, она перенесла инсульт. Пережить жертв трагедии ей удалось лишь на три года.

Что касается других пострадавших, то с ними, к счастью, всё в порядке. Надежда Кушнарёва продолжает регулярно ходить в храм, батюшка также поддерживает контакты с отважными омоновцами, которые ликвидировали преступника, несмотря на серьёзные ранения.

"Да, ребята выжили, поддерживаем связь, иногда даже они заступают на дежурство (в охране храма – ред.)", – улыбается священник. Храм, по его словам, был взят под охрану сразу после той трагедии.

Кстати, военный журналист Дмитрий Стешин сразу после трагедии заметил, что крайне важно сохранить православные храмы на Кавказе, поскольку именно они хоть как-то удерживали русских в этом регионе. Процесс исхода русского населения из кавказских городов идёт уже давно, в том же Кизляре при СССР более 80% населения были русскими, теперь же их меньше половины.

По мнению Стешина, русские бегут в первую очередь из-за недружелюбия местного населения, а вовсе не из-за низкого уровня жизни.

Впрочем, по оценке отца Павла Каликина, едва ли русские стали уезжать из Дагестана именно в последнее время. И трагедия 2018 года на этот процесс, по большому счёту, никак не повлияла. Уезжать начали с девяностых годов, уточнил он в беседе с Царьградом, начиная с первой чеченской кампании.

Сейчас же Дагестан покидают чаще потому, что дети куда-то уехали учиться, устроились на работу и со временем забирают родителей. "Не сказать, что бегут именно из-за какой-то сложной обстановки, в принципе, в целом сейчас люди мирно все живут", – уточнил священнослужитель.

Отношения с мусульманами у нас нормальные – по крайней мере с традиционным исламом. Мы стараемся вести мирный диалог, вместе встречаемся со студентами, со школьниками, пытаемся показать пример добрососедских дружественных отношений. Несмотря на то что мы разные, мы стараемся делать одно общее дело – бороться с терроризмом и с любым другим злом,

– рассказал священник.

Так или иначе, трагедия 2018 года разделила жизнь верующих Кизляра и Дагестана на "до" и "после". В ближайшее время, поведал отец Павел, на могилах погибших планируется возвести мемориальный комплекс – часовню с именами и историями жизни каждой жертвы. Нет сомнений, что центральное место в этом комплексе будет отведено блаженной нищенке Ирине Александровне Мелькомовой, которая принесла свою жизнь в жертву во имя спасения других.

* ИГИЛ (ИГ) - террористическая организация, деятельность которой в России запрещена.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх