На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Несекретные материалы

14 315 подписчиков

Свежие комментарии

  • Акимова Татьяна
    Давно в Париже не было терактов...Ну, еичего, мусульмане им покажут Кузькину мать!Просто время еще не подошло.Во Франции восхит...
  • Петрович
    Пусть сначала дадут команду "приводнять" всю хрень, которая над Чёрным морем шастает, как у себя домаПутин пообещал ун...
  • Игорь Петров
    Москва готовится ...

Как «Красная машина» развеяла миф о непобедимости канадских профессионалов

В сентябре отмечается 50-летний юбилей эпохальной хоккейной Суперсерии-72, в которой сборной СССР противостояла команда Канады, составленная из игроков НХЛ. Восемь матчей – по четыре на родине хоккея и у нас – не оставили равнодушными никого. Отечественный хоккей получил признание по ту сторону океана.

Это заблуждение, что Анатолий Тарасов жаждал сыграть против сильнейших канадских профессионалов. Он и Аркадий Чернышёв сами ушли из сборной после Олимпиады-72 в Саппоро. А договор о проведении Суперсерии-72 был подписан во время ЧМ-72 в Праге, где «Красную машину» возглавлял Всеволод Бобров. Но главное не в этом. Эти матчи захотел увидеть сам генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев – главный болельщик страны. Поэтому он не слушал своих советчиков во главе с первым идеологом страны Михаилом Андреевичем Сусловым, уверявшим в неминуемом разгроме сборной СССР. Разумеется, со слов своего помощника, а тому капал на мозги его сын.

Брежнев даже попросил установить в его квартире телевизионную антенну-тарелку, чтобы напрямую смотреть матчи из Канады. Однако по техническим причинам это сделать не удалось. Генсеку сразу передавали результаты.

К слову, ни один из четырех заокеанских матчей наше ТВ в прямом эфире не показало. Параллельно шла летняя Олимпиада в Мюнхене, и комментатора Николая Озерова откомандировали в Канаду на три первые игры – в Монреале, Торонто и Виннипеге. Последний матч, состоявшийся в Ванкувере, он озвучивал из телецентра в Мюнхене под картинку без интершума.

Канадские разведчики, побывавшие в СССР на контрольных встречах советской сборной, предрекали «Кленовым листьям» восемь побед. Особенно слабым им показался 20-летий вратарь Владислав Третьяк, ставший в итоге героем Суперсерии.

Бобров не взял в сборную одного из сильнейших форвардов Анатолия Фирсова. «Кленовые» лишились своей главной звезды Бобби Халла, подписавшего космический контракт с клубом ВХА (Всемирной хоккейной ассоциации) «Виннипег Джетс» и ставшего первым хоккеистом-миллионером.

Проиграть достойно – такая задача ставилась перед сборной СССР в преддверии первого матча. Наши же в монреальском «Форуме» выиграли 7:3, отыгравшись с 0:2. По две шайбы забросили Валерий Харламов и Евгений Зимин. Харламова назвали лучшим игроком.

Все руководство отечественного спорта в этот момент находилось в Мюнхене. Глава Спорткомитета Сергей Павлов и его первый заместитель Валентин Сыч смотрели матч из местного телецентра. Когда канадец Пол Хендерсон забил второй гол, Павлов спросил Сыча: «А где твой партбилет?» Помните фразу одного из героев фильма «Легенда №17»: «В случае провала полетят головы, а ваша – в первую очередь».

По сути, в Монреале наши решили задачу-максимум – развеяли миф о непобедимости канадских профессионалов. Эти слова спонтанно слетели с уст Николая Озерова.

В Торонто главный тренер канадцев Гарри Синден выпустил восемь свежих игроков. Хозяева сыграли строго в обороне и не без помощи американских судей взяли реванш 4:1. Шайбу у наших забросил Александр Якушев.

Перед матчем в Виннипеге объявили минуту молчания в память о жертвах теракта в Мюнхене, случившегося 5 сентября. Арабские террористы захватили и расстреляли израильскую команду по борьбе. Однако в СССР об этом не сообщили, потому что в то время Советский Союз не признавал государство Израиль.

А на льду кипели страсти. Дважды уступая в две шайбы, советская команда еще перед вторым перерывом отыгралась (4:4), а в третьем должна была побеждать. Но Александр Мальцев не сумел переиграть вратаря Тони Эспозито. Есенин русского хоккея выходил в звене с Харламовым и технарем Викуловым. Увы, главный снайпер в истории отечественной сборной не забросил в Суперсерии-72 ни одной шайбы, а его тройка проиграла пять микроматчей из семи.

В последней встрече канадской части серии, 8 сентября, хозяева выглядели уставшими. Наши имели большое преимущество и победили 5:3. Третий период проходил под неодобрительное «у-у-у». Так в Ванкувере оценили игру «Кленовых листьев». После финальной сирены один из лидеров канадцев Фил Эспозито (старший брат вратаря Тони) в интервью местному ТВ выразил удивление такой реакции болельщиков. Его речь тронула всю Канаду. И стала переломным моментом Суперсерии-72.

10 сентября в Мюнхене советская баскетбольная сборная обыграла в финале американцев 51:50 и впервые стала олимпийским чемпионом. Те три секунды имени Александра Белова затмили успех хоккеистов.

В Москву «Кленовые» прибыли злыми и полными решимости взять реванш. Тем более, что в их команде обнаружились недовольные малым игровым временем и даже отказники.

Наши же хорошо провели время перед московскими матчами. Так, Мальцев улетел на несколько дней в Сочи, его буквально погрузили в самолет без паспорта.

Так вышло, что со своим главным тренером советская команда встречалась только на играх в Лужниках. Он был всецело занят приемами-презентациями. А раскатки проводил тренер Николай Карпов. По словам участников серии, его авторитет в глазах армейцев и динамовцев равнялся нулю. А первого помощника Боброва – Бориса Кулагина – они считали отцом родным.

Дурную службу сослужила нашим и сверхволевая победа в первой московской встрече. В третьем периоде «Красная машина» горела 0:3, затем 1:4, но вырвала победу со счетом 5:4. Канадцы были убиты неудачей.

Больше наши у них не выигрывали. 2:3 – в шестом матче, 3:4 – в седьмом и 5:6 – в решающем восьмом.

В шестой игре канадец Бобби Кларк сломал Харламова. От многочисленных ударов по лодыжке у лучшего советского форварда воспалилась надкостница. Он пропустил седьмой матч, а на восьмой вышел на уколах, но играть в полную силу не мог. В Москве на первый план выдвинулся Александр Якушев, который расцвел под руководством Боброва. В итоге он наколотил 7 шайб, но ни одна из них победной не стала.

В день восьмой встречи в Канаде не учились и не работали. «Кленовые листья» вышли умирать, наши же – просто играть. После двух периодов хозяева вели 5:3. Канадская сторона предложила ничью, которая устроила бы всех. И получила отказ.

В третьей 20-минутке канадцы забили три гола, последний – за 34 секунды до сирены после невероятной ошибки защитника Валерия Васильева. Отличился Хендерсон, упавший у ворот Третьяка и долго поднимавшийся со льда. Его гол увековечили в Зале хоккейной славы в Торонто.

«Пижоны! Лишили себя новых «Волг» и «Жигулей», - сказал в раздевалке после финальной сирены Бобров.

«Почему проиграли? Потому что нам вдалбливали, что это товарищеские матчи, а главные будут на чемпионате мира в Москве, - объяснил поражение Мальцев.

Так или иначе разочарованных в Суперсерии-72 не оказалось. Канадцы сохранили лицо и по достоинству оценили наш хоккей. В разряд звезд первой величины были записаны Третьяк, Якушев и Харламов.

До сих пор Суперсерия-72 считается главным хоккейным событием на родине хоккея и у нас.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх