Обозреватель Аналитического центра ТАСС Эдуард Биров — о важных моментах в выступлении президента России на заседании дискуссионного клуба "Валдай"
Новая Валдайская речь Путина, прозвучавшая 7 ноября, началась с упоминания Русской революции 1917 года — как важной вехи в развитии человечества, которая определила ход истории. Такими же эпохальными и революционными считает российский лидер и процессы первой четверти XXI века. По сути, Путин заявил о мировой революции — не по форме, а по содержанию и масштабам изменений.
Суть революционной перемены мироустройства Путин вкратце сформулировал так — от нисходящего гегемонистского мира к восходящему многообразию. Задача — "построить мироздание, которое позволит развиваться всем, решать возникающие противоречия на основе взаимного уважения культур и цивилизаций, без принуждения и применения силы".
Но приход справедливого мироустройства не гарантирован, за него придется бороться. Альтернатива ему — погружение человечества в пучину агрессивной анархии, терроризма, либерального тоталитаризма, внутренних и внешних расколов, извращение ценностей и новые форматы тирании. Большинство этих угроз исходят от теряющего монополию Запада.
На планете разворачивается непримиримая борьба зарождающегося мироустройства со старым. Как подчеркнул Путин, это не схватка за власть или за геополитическое влияние, а столкновение самих принципов и идеалов. Наступает момент истины. В наше время решается, какими будут отношения между народами, какие ценности и идеалы — традиционные или постмодернистские, гуманистические или сатанинские — воцарятся в человечестве на долгие десятилетия.
Путин назвал (точнее — повторил) предлагаемые Россией принципы справедливого мироустройства: открытость к взаимодействию (со всеми, без изгоев), многообразие мира и максимальная представительность (с учетом особенностей каждого народа и без узурпации), неделимая безопасность и справедливость для всех, а также принцип суверенного равенства (все страны независимо от ресурсов имеют право на суверенитет).
Революционность содержания преобразований при этом вовсе не предполагает революционности формы и поспешности. Ценностная революция может продлиться 10, 20 лет или больше — сколько понадобится. Важнее построить новое справедливое мироздание, которое позволит развиваться всем странам и народам. "Мы никуда не спешим", — эти слова Путина о создании финансовых механизмов БРИКС во многом выражают и отношение в целом к изменению мироустройства. Такое спокойствие и уверенность подкупает всех сторонников нового мира.
В Валдайской речи отмечен интересный парадокс современной геополитики: с одной стороны, быстро растет конфликтность, фрагментация политического поля — и в то же время сохраняется теснейшая взаимосвязь стран. Казалось бы, распад геополитического поля должен был бы привести и к распаду торговых и коммуникационных связей, однако этого не происходит, развитие не прерывается.
Российский лидер видит в этом парадоксе важную особенность нового времени, эпохи перемен: "На месте разрушенных политическими решениями и даже военными средствами цепочек взаимодействия возникают другие". Возникают благодаря новым объединением вокруг России и Китая — таких как БРИКС, ШОС, "Один пояс, один путь" и другие.
Новой сборке народов мира мешают как объективные причины, так и субъективные усилия бывшего гегемона, однако процесс этот уверенно набрал ход и на наших глазах формирует будущее. Противоречия эпохи, по убеждению Путина, рано или поздно должны разрешиться синтезом, переходом к другому качеству. Мир должен перейти от монополии Запада к многоголосию, к полифоническому мироустройству — и всем несогласным придется "привыкать к новой мировой партитуре".
Да, наступающий мир из-за своего многообразия будет сложнее, но при этом устойчивее и более сбалансированным, так как сложные решения в итоге станут учитывать всех участников процесса.
При вступлении в фазу выстраивания новой мировой архитектуры — и это еще один важный момент Валдайской речи — важно не повторить ошибок конца прошлого века. А именно: в формирующемся многополярном мире не должно быть проигравших стран и народов, никто не должен чувствовать себя ущемленным и униженным
Российский лидер, будучи в эпицентре текущей борьбы, обращает взор уже в постконфликтный мир и заранее предупреждает, что в нем не должно быть проигравших народов. Иначе это приведет к новым обидам и к замкнутому кругу военных конфликтов.
Он остерегает от повторения порочной модели выхода из холодной войны, когда Запад воспринял самоликвидацию СССР не как шанс переустроить мир на новых справедливых началах и принципах, а как капитуляцию нашей страны перед Западом. Такая модель, поначалу выглядевшая как триумф Pax Americana, на самом деле стала началом его конца, поскольку "монополия — это всегда вредная вещь даже для самих монополистов".
Западные страны стали разрушать Ялтинскую систему безопасности и тем самым подорвали основы своей гегемонии, подорвав международную систему, сложившуюся по итогам Второй мировой войны. "Беспардонная и беспрецедентная геополитическая жадность" США являются подлинными истоками конфликтов всех последних лет.
Таким образом, Путин, предвидя историческую неизбежность поражения США и стран Европы, заранее предупреждает страны-победители не унижать западников как проигравшую сторону. Выглядит, как невероятно миролюбивое отношение к тем, кто призывает нанести России стратегическое поражение. Путин выступает как миротворец в самом высоком смысле. Он предлагает человечеству не просто разрешение очередного мирового конфликта, а такую новую международную матрицу, которая способна максимально сгладить противоречия многополярного мира.
Валдайская речь — 2024 является в хорошем смысле революционной, так как закладывает теоретический фундамент нового мироустройства.
Свежие комментарии