Власти Украины могут с 1 июля текущего года остановить пассажирское железнодорожное сообщение с Россией. Об этом изданию «Коммерсантъ» сообщили несколько информированных источников, близких к руководству республики.
Журналисты отметили, что грузовые железнодорожные перевозки уже остановлены на прошлой неделе по инициативе Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины.
Информаторы издания сообщили, что идею полного прекращения железнодорожного сообщения с РФ активно лоббируют секретарь СНБО Александр Турчинов и спикер Верховной Рады Андрей Парубий. Их позиция в последнее время пользуется все большей поддержкой президента республики Петра Порошенко.
Неуверенные опровержения
Официально информация источников «Коммерсанта» пока не подтверждается, однако опровержения украинских руководителей звучат чрезвычайно неуверенно и половинчато, отмечают комментаторы. В частности, министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил, что сейчас вопрос прекращения пассажирских перевозок по железным дорогам кабинетом министров не рассматривается. Однако, по данным СМИ, такое решение обсуждается на более высоком уровне: руководства СНБО и президента республики.
Более того: комментируя ситуацию Омелян заявил, что по его личному мнению, вообще все сообщение с Россией надо прекратить.
В свою очередь парламентский источник, имеющий отношение к правящей коалиции «Народный фронт», подтвердил, что этот вопрос как минимум прорабатывался руководством республики.
«Некоторые депутаты из нашей фракции предприняли попытку убедить профильный парламентский комитет не отказываться от пассажирских железнодорожных перевозок и не создавать проблемы почти двум миллионам украинцев, работающих в России. Насколько я знаю, к их аргументам прислушались. Проблема, однако, в том, что для принятия этого решения не нужно голосования в Раде. Достаточно распоряжения «Укрзализныци» (украинского железнодорожного оператора – Trud.ru), – сказал парламентарий.
Назло маме отморожу уши
Между тем, судя по высказываниям экспертов и участников рынка железнодорожных перевозок, если Киев решится на разрыв железнодорожного сообщения, в первую очередь эта мера ударит по украинским интересам.
«Это очень выгодные для Украины перевозки, ведь они совершаются составами украинского формирования, – пояснил журналистам бывший заместитель министра транспорта Украины Александр Кава. – Цена в четыре раза выше внутриукраинского тарифа. И даже несмотря на неполную загрузку составов, эти перевозки выгодны».
При этом экс-министр отметил, что решение о прекращении грузового железнодорожного сообщения нанесло удар по российским компаниям: «СГ-транс», «Нефтетранссервису», «Федеральной грузовой компании» и ряду других. Теперь российские перевозчики уходят из страны. Новое решение создаст серьезные проблемы примерно двум миллионам украинцев: именно такое количество людей ежегодно ездят поездами из Украины в Россию и обратно. При этом, даже без всяких запретов, в этом году отмечается 60-процентное падение количества пассажирских перевозок.
В свою очередь глава Федеральной грузовой компании (дочернего предприятия РЖД) Алексей Тайчер сообщил журналистам, что компания в течение двух недель завершит вывод свое подвижного состава с украинской территории. «Завершают рейсы те вагоны, которые двигались на Украину, а те вагоны, которые там были, порожние, отправляются в Россию. После завершения этих операций мы прекратим деятельность на территории Украины», – заявил Тайчер.
По его словам, на долю украинских перевозок приходилось порядка 5% общего объема перевозок компании.
Обозреватели отметили, что определенную выгоду от введения нового запрета получат белорусские транспортные компании. В 2015 году власти Украины запретили воздушное сообщение с Россией, после чего основную часть пассажиропотока подхватила авиакомпания «Белавиа», перевозящая людей по маршруту Москва – Минск – Киев. Очевидно, что и теперь Белоруссия сможет занять роль нейтрального посредника, потеснив украинских и российских железнодорожных перевозчиков.
Скачки по граблям
Предполагаемое прекращение пассажирского ж/д сообщения – далеко не первая блокада в исполнении украинских властей и местных патриотов. В 2015 году украинские активисты блокировали шоссейные дороги в Крым. Участники акции остановили подвоз украинского продовольствия на территорию полуострова. В результате крымский рынок был занят российскими поставщиками.
В ноябре того же года украинские радикалы подорвали линии электропередач, подающие электричество в Крым. Мероприятие получило название «энергетическая блокада». В итоге Россия прекратила покупать украинскую электроэнергию, форсированными темпами завершила создание энергетического моста и подключила полуостров к сетям Краснодарского края.
После начала конфликта в Донбассе украинцы блокировали канал, по которому в Крым подавалась вода из Днепра. В ответ Россия проложила водовод по дну Азовского моря.
В декабре 2016-го – январе текущего года украинские патриоты устроили транспортную блокаду самопровозглашенных Луганской и Донецкой народных республик. В феврале эта практика была узаконена распоряжением президента республики Петра Порошенко. Расплатой за это решение для Украины стал острейший энергетический кризис: украинские электростанции остались без донецкого угля.
В ответ руководство ЛНР и ДНР провело национализацию украинских предприятий, находящихся на территории республик, и запретило им платить налоги в украинский бюджет. Киев потерял активы стоимостью более миллиарда долларов и бюджетные поступления в сотни миллионов.
Свежие комментарии