9 августа 1945 года СССР в полном соответствии с взятыми на себя обязательствами перед союзниками начал войну против Японии. Между тем, когда советские и американские солдаты братались на Эльбе, в Лондоне уже разрабатывался план операции «Немыслимое». Датой нападения на Советский Союз было назначено 1 июля 1945 года.

«Немыслимая» подлость Уинстона Черчилля
Москву и по сей день упрекают в заключении пакта о ненападении с Германией. Особенно достаётся нашей стране за секретный протокол к пакту, существование которого мы не признавали вплоть до 1989 года. Любопытно, что клеймившие нас за это позором англичане отрицали существование планов нападения на СССР на 9 лет дольше. Хотя мы, конечно, «не понимаем, это – другое».
История операции «Немыслимое» началась в апреле 1945-го, когда советские войска освободили Вену. Тогда Черчилль и поставил вопрос о том, чтобы как можно дальше отодвинуть СССР, выгнав его из Восточной Европы. Название разрабатывающейся операции вышло говорящим: с одной стороны, оно показывало, что подобного поворота от Англии никак нельзя было ожидать, а с другой, что и сам премьер-министр Великобритании не слишком хорошо подумал, раз внёс такое предложение.
Черчилль заигрался и потерял связь с реальностью. Разработчикам плана, основным из которых стал генерал Томпсон (бывший командующий Королевской артиллерией), была поставлена задача в кратчайшие сроки разработать детальную операцию, способную отбросить СССР обратно до линии Керзона. Рассматривался как вариант с уничтожением основных сил советской армии в генеральном сражении, так и переход к тотальной войне, которая должна была вестись уже на территории России и закончиться свержением коммунистов.

Томпсон, хотя и отнёсся к идее скептически, задачу выполнил. 22 мая на столе у Черчилля лежал детальный план. Предполагалось нанести два удара по сходящимся направлениям в районе Штеттина и Лейпцига. Полем для грандиозного танкового сражения (до 6 тысяч машин), которое должно сокрушить мощь советской армии, предполагалась местность в районе Шнайдемюля на северо-западе современной Польши.
Также Томпсон отдельно оговаривал необходимость заблаговременно прекратить поставки в СССР авиационного бензина, каучука, алюминия, меди и взрывчатых веществ. Начать предполагалось с захвата порта Штеттина и массированной бомбардировки стратегических коммуникаций советских войск. Естественно, нападение должно было быть внезапным и без формального объявления войны.
Если вам кажется, что где-то вы уже слышали нечто похожее, то для полноты эффекта стоит добавить ещё один нюанс. Черчилль планировал в этом наступлении присоединить к 47 английским и американским дивизиям ещё 10-12 немецких, в том числе и бывшие части СС. Это не пропаганда и не пустые слова! Все эти идеи тщательно задокументированы, есть карты расположения советских частей, планы наступления, места будущих бомбёжек – всё хранится в Национальном архиве Великобритании, досье CAB 120/691.

Почему операция «Немыслимое» осталась на бумаге?
Разработанный план Черчиллю понравился. Хотя Томпсон довольно прямо обозначал, что шансы на успех этого предприятия невелики, премьер-министр готов был рискнуть и отправил документ на рассмотрение Объединённого комитета начальников штабов. Здесь операцию и похоронили. Уже не в первый раз за время Второй мировой генералы оказались куда более благоразумны и миролюбивы, чем политики.
Фельдмаршал Брук, обрисовав Черчиллю соотношение сил, постарался максимально сдержано объяснить премьер-министру, что планировать наступление на самую мощную сухопутную армию мира, в 2,5 раза уступая ей в живой силе, а серьёзное превосходство имея только на море, - это безумие.

Военный советник генерал Исмей обратил внимание Черчилля на то, что народам Великобритании и США четыре года сообщали о зверствах фашистов, а также о героической борьбе и невыразимых страданиях СССР за общее дело. В таких условиях просто нельзя через два месяца вооружить обратно части СС и пойти с ними против русских! Это выглядит абсолютно в духе ещё не написанного тогда романа Оруэлла «1984».
Удивительно, что такому искушённому политику, как Черчилль, приходилось объяснять такие прописные истины! Причём в рекомендациях Томпсону сэр Уинстон советовал исходить из полной поддержки общественного мнения Великобритании и США. Откуда бы оно интересно взялось?!
5 июля 1945-го Черчилль с треском проиграл выборы и сдал пост премьер-министра. Английский народ оказался куда честнее и благоразумнее своего лидера.
История России
Свежие комментарии