На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Несекретные материалы

14 329 подписчиков

Свежие комментарии

  • Elena Compton
    В 17 лет загреметь на пожизненное - это надо умудриться! Ну другим дуракам будет наука…В Волгоградской о...
  • Врам Тавризов
    А чего сразу РНПК не показала гарантии РФ по страховке перед индусами? Неужели так трудно хотя бы в международных дел...Одобрение Индией ...
  • Виктор Александров
    А тех, кто лоббирует басмачей, отправить в Таджикистан без права возврата в РФ.Российские погран...

Свои и чужие. Для кого нам не жалко газа

Прощать ли долги? И кому?

Так вот как-то скандал был с «прощением газовых долгов Чечне» на 9 миллиардов рублей. Это, минуточку, 140 миллионов долларов. Реакция? Ну движуха там началась, скандалы… но в целом народу пофиг. Смеётся народ, хотя живёт совсем небогато. То есть всё всем понятно, но как-то массовых волнений не возникает. И дальше новость (опять газовая) некто Арашуков и Ко, «потеряли» газу на… 30 миллиардов рублей. А что, новость! Красивая новость. Уже из Карачаево-Черкесии. Однако воспринимается в России с интересом, но без особой ненависти .

В принципе подозревали (знали!) и раньше. Что знали? Что на Северном Кавказе с оплатой газа «проблемы». Про Дагестан, так лучше вообще помолчать. Но фраз, типа «хватит кормить Кавказ» как-то никто не скандирует. В принципе все понимают, что в этот самый Кавказ ещё многие десятилетия придётся вкладывать деньги. Так сказать, новость от Капитана Очевидности. «Туристический кластер»… ага.

Те, кто пытался «поднять волну» по этому самому поводу, будучи с полной очевидностью иностранцами (заказчики) не понимали один очевидный момент — Россия занимается этой самой «кормежкой» уже достаточно долго. И не только на Кавказе. Да, для европейца/американца «комба» насчёт «кормления» абсолютно убойная. Но не для России. Здесь такие вещи просто-напросто не работают.

 

https://eurasiaunion.ru/images/belarus-poprosila-rossiyu-snizit-tsenu-na-gaz_5e910495cb38d.jpeg

Психология другая. И вот как раз (не помню, чтобы украинцы активно поднимали эту тематику) в Беларуси очень популярен следующий якобы «бронебойный» вопрос: а почему вам не жалко денег для Кавказа (больших денег!), но жалко тех же самых денег для «братской Беларуси»? Вот не нравится белорусам, например, очень сильно, что виза в ЕС для граждан РФ существенно дешевле (для них это очень важно). Даже не так: для них эта цифра абсолютно критична. Ну и не нравиться им категорически то что Москва финансирует Северный Кавказ, а для Белоруссии деньги выделяет с большим скрипом.

Забавный психологический момент: причина абсолютно не ясна для белорусов и вполне очевидна для россиян. Такой вот политический парадокс. Даже не так: для россиян она «сверхочевидна» (настолько, что любое объяснение превращается в «масло масляное»), для белорусов же данная причина не постигаема в принципе. То есть вообще никак. Северный Кавказ — это классический регион-реципиент. Ну если есть регионы-доноры, то по-научному их противоположность — регионы-реципиенты. Хотя можно просто назвать их дотационными.

Опыт международный

Так вот тут не всё просто: например, богатенькие северные итальянцы категорически не желают делиться бюджетом с нищим югом. И даже со «средним» центром. Не желают. Вот именно это служит причиной сепаратистских настроений и основой сепаратистских движений. Хотя и те и те итальянцы. Одна страна, одна история, одна культура, героическое объединение… но для господ с севера Италии вся эта «романтика» не стоит и цента их налогов, которые они вынуждены отправлять «на юг». (Хватит кормить Сицилию! Хватит кормить Калабрию!).

Одной из причин каталонского сепаратизма (наряду с другими!) служит то, что это наиболее экономически развитый регион Испании (и наименее испанский!). Их лозунг прост — хватит кормить культурно нам чуждых прожорливых бедняков-южан. Вот как-то так. Вы таки будете сильно удивляться, но для европейцев деньги это очень серьёзно. И тот самый сильный баварский «регионализм» объясняется во многом именно нежеланием делиться своей полненькой кубышкой (Бавария — регион богатый!). Вообще сильный немецкий федерализм объясняется именно этим — сливать свой личный шнапс в общефедеральный котёл немцы ой как не любят.

Даже Гитлер (!) мало что тут смог сделать. Немцы — прирождённые сепаратисты. Причина в основном экономическая (каждый бюргер стережёт свои пфенниги). Именно в это, кстати, упирались все попытки немцев строить империи. Заканчивалось всё обычно банальным грабежом побеждённых. То есть германцы — они далеко не римляне (в плане государственного строительства), так было две тысячи лет назад, так дела обстоят и сейчас (Иван Солоневич в «Народной монархии» об этом хорошо писал). Поэтому для грамотного человека все мечты украинцев или грузин о некоей «мощной экономической подмоге» с самого начала выглядели полным идиотизмом. Они так не работают. Вообще, Западная цивилизация так не работает. И даже восточных немцев тупо обманули и ограбили.

Беда постсоветских «инограждан» из ближнего зарубежья как раз в том, что они очень хорошо знакомы с обратным, «парадоксальным» принципом действия Русской цивилизации. То есть когда вместо того чтобы тебя тупо грабить, забирая золото и землю в обмен на стеклянные бусы и «высокодуховные ценности», тебе что-то дают и дают много. Ни испанцы, ни португальцы, ни голландцы с англичанами и прочими разными шведами никогда ничего подобного не делали. Пора понять — они не такие как мы. У них голова принципиально по-другому работает. Обижаться на это довольно глупо.

Мечты и иллюзии

Самое интересное что в современной Беларуси происходит очевидная инверсия: максимально широко распространяются басни о том, что Запад готов просто-таки завалить Минск деньгами, одновременно статус РБ в составе СССР обзывается словом «колония». «Мы были колонией».

Странным образом и украинскому руководству, и литовскому, и грузинскому удалось замаскировать тот факт, что с момента утраты «колониального статуса» и обретения долгожданной свободы их страны серьёзно деградировали. Белорусскому это тоже удалось замаскировать. С момента «обретения независимости» идёт сильнейшая деиндустриализация Беларуси (ранее в каждом городке РБ имелось несколько маленьких заводиков!). Таким образом индустриальная Белоруссия была возможна в рамках большого СССР. В рамках «большого ЕС» Германия всё что можно из производства утягивает к себе домой, порождая жуткую ненависть.

И какое-то сохранение производств в РБ было возможно только в тесной кооперации с Россией, но никак иначе. В принципе, Россия могла начать разрывать эти связи ещё в 90-е. И кстати украинско-белорусский опыт свидетельствует, что именно так и надо было поступать. Без особого доступа на российский рынок, вся белорусская индустрия «скопытилась» бы ещё в середине 90-х. То, что на протяжении почти двух десятилетий после краха СССР продолжал существовать некий особый «белорусский социализм» — это как раз результат доступа на российский рынок и выделения крупной помощи со стороны Москвы. Без этого «белорусский индустриально-аграрный социализм» 90-х/0-х был бы теоретически невозможен.

То есть само существование современного белорусского общества было невозможно без России . Причина данной благотворительности весьма проста — Россия рассматривала РБ во многом как российский дотационный регион и весьма спокойно к этому относилась. Для России это как бы нормально. При этом допускалась очень большая степень «внутренней автономии». И это тоже нормально для России.

Будь руководство в Минске поумнее, эта самая «идиллия» могла продолжаться и дальше. Политика вообще непростая вещь. Тут многое надо делать аккуратно, не вынося на публику. К 2007-му году долги РБ были в общем минимальны, экономика вполне себе работала, «социальный контракт» власти с населением соблюдался. А вот дальше начались большие и нарастающие проблемы во взаимных отношениях.

Причину теперь уже можно сформулировать просто и коротко: Беларусь не желает быть российским регионом политически, а независимым государством не может быть чисто экономически . Такая вот «двойственность положения». Именно поэтому последние лет десять стали так популярны чисто «экономические переговоры» Минск-Москва. И именно с 2008-го года политический курс РБ приобретает всё более выраженный антироссийский характер и как следствие возрастает число «экономических конфликтов».

Время выбирать

И собственно к 2018-му это заканчивается по сути дела разрывом России «особых экономических отношений» с Беларусью, потому что становится абсолютно непонятно — зачем это надо вообще. Но разрыв подобного рода отношений для белорусов (ещё надо учесть абсолютно безумную макроэкономическую политику РБ) неизбежно означает полный крах их текущей социально-экономической модели. И уже из разряда де-факто дотационного региона России они должны перейти в ранг «реально самостоятельных государств».

В принципе, как раз с 2008-го года этот процесс и идёт постепенно, вызывая постоянное сокращение белорусской экономики и снижение жизненного уровня рядовых белорусов. В 2014-м в связи с событиями на Украине и реакцией на них официального Минска процесс резко ускорился. То есть резкое падение жизненного уровня в 2008-2018 годах — это как раз и есть плата белорусов за «независимость» (на самом деле за право дерзить Москве и расшаркиваться перед Западом).

Можно в принципе «поздравить» белорусов — процесс «обретения независимости» реально движется, вот только это сопровождается деградацией белорусской экономики и превращением страны в страну Третьего мира. Причины этого — вполне объективные и чисто экономические. Рассуждения о том, что в РБ будут созданы некие центры «хай-тека» — агитация в пользу бедных. Не будут. Незачем.

Чем меньше Минск ориентирован на Москву политически, тем сложнее белорусским производителям работать на российском рынке и тем меньше понимания встречают белорусские просьбы об «экономической помощи». Больше сотни миллиардов долларов прямой помощи Минску из Москвы (которая была получена после 1991-го) — это как раз помощь «дотационному региону». Не нравиться быть дотационным регионом большой страны? Не будьте! Но тогда и помощи уже не ждите.

Строительство АЭС (в непонятный кредит) — это по сути та же «дотация» нищему региону. Как-то так. Как и дешёвый газ для белорусской электрогенерации, без которого вся промышленность Синеокой уже бы «скопытилась» из-за неподъёмных тарифов. Ведь практически четверть века Беларусь жила на дотацию. И никого это там не смущало (и здесь не смущало). И именно это давало право Медведеву требовать признания Ю.Осетии/Абхазии.

Не готовы? Тогда готовьтесь затягивать пояса потуже. Стремительный рост внешнего долга РБ, начиная с 2008-го, резкое падение уровня жизни и экономический коллапс 2010-11 — это как раз результат героической попытки белорусских «астронавтов» уйти с российской орбиты. То есть все те экономические нерешаемые проблемы, которые настигли Беларусь в последние десять лет — это как раз плата за попытку обретения подлинного суверенитета.

Абсолютно не ясно, почему именно Россия должна финансировать такую попытку. Такие аббревиатуры, как МВФ, ЕС, КНР, США вам ничего не говорят? Ищите и обрящите. Просите и дано вам будет. А кстати, да: в белорусской прессе очень популярна версия, что Москва «мешает» белорусам обрести суверенитет. Так в чём проблемы? Рядом ЕС, который очень любит белорусов и который гораздо богаче России. Давно бы могли профинансировать проект евроинтеграции Беларуси. Миллиардов так на 200 евро. Но… что-то они не торопятся.

Независимость за чей счёт?

То есть как раз «независимые» белорусы очень даже хотят стать дотационным регионом ЕС. Но «Ротшильда уболтать не удалось». Толерантный батька даже хотел стать дотационным регионом Китая. И даже анонсировал это событие (в Беларусь пришли китайские деньги)! И опять не срослось! (Акелла промахнулся… Акелла опять промахнулся…)

И в 2018-м мы все воочию наблюдали картину маслом: «Возвращение блудного председателя»… но на кремлёвского зрителя сиё полотно должного впечатления произвести не смогло. И как внезапно выяснилось, «конкурентов» у России в деле подъёма отсталых регионов практически нет. Да и Кремлю надоели все эти бесконечные маневры. Практически все последние встречи Путин-Лукашенко (начиная с весны 2018-го) были бессмысленными и безрезультатными. Де-факто Путин перестал воспринимать Лукашенко всерьёз окончательно и бесповоротно.

Пустая болтовня хороша на политических ток-шоу, но не на высшем политическом уровне. Лукашенко изначально предлагался просто сказочно интересный вариант: «квазинезависимость» за российский счёт со всеми титулами и регалиями. Он захотел «большего». Условиями «продолжения» банкета были интеграция с Россией и отказ от самостоятельной внешней политики. То есть де-факто роль российского региона. Белорусское руководство в решительной форме отказалось от этого варианта. Ну вот банкет и закончился.

Вообще, если кто не понимает, большая власть предполагает большие проблемы и большую ответственность. Так вот за 10 последних лет окончательно сдохла белорусская промышленность (резко возросла безработица), загнулось сельское хозяйство (там вообще многие живут впроголодь) и были набраны гигантские (относительно сдувшейся за это время экономики) долги. Налогообложение тунеядцев — это не прихоть Лукашенко и не некий изыск, это, по сути дела, абсолютно неизбежное следствие разрыва с Россией и следующей из этого деградации белорусской экономики. И кто-то за это должен отвечать.

Сегодня практически любой политик на месте Лукашенко будет вынужден для пополнения бюджета «щемить» официально не занятых. То есть эта модель (массовой нищеты и безработицы) — это как раз рабочая модель независимой Беларуси. Модель, когда в каждом населённом пункте по заводику — это модель СССР. Совместить их (чего бы так хотелось Лукашенко) — абсолютно невозможно. Или крупная промышленность, или независимость. Одно из двух.

Виртуальная модель «одного Союзного государства» с «преступно разными ценами на углеводороды» (максимум на что готовы пойти белорусы) уже в России никому не интересна. То есть как раз белорусы в этом «виртуальном болоте» СГ готовы сидеть до бесконечности, пытаясь при этом выжать из России денег по максимуму. И (по задумке белорусов) в рамках этого самого СГ Беларусь сохраняет полный суверенитет, а Россия обретает обязанность её финансировать. Вот на это в Минске пойти готовы. Спасибо, уже не интересно.

И возвращаясь к началу статьи, как раз газовый вопрос для Минска мог бы решаться очень легко и просто. Вернее, бесконечно долго. И во многом это было бы проблемой Москвы. Белоруссия не может платить за газ. Что делать? Это была бы чисто проблема Кремля (процентов на 60). Строительство АЭС в Островце — это своего рода попытка Москвы решить энергетические проблемы белорусов. Странно, не так ли? Попытка объединения МАЗа и КамАЗа — это попытка разрулить проблемы белорусского машиностроения…

Но в определённый момент Кремлю просто надоело пытаться решать проблемы тех, кто этому яростно противостоит и выделять деньги непонятно под что. И надо сказать что как раз в последние годы по газовому вопросу на том Северном Кавказе по крайней мере пытаются навести хоть какой-то порядок. И вообще хоть какой-то порядок. Пока получается не очень. Ну так скажем, мы «в процессе».

Дружба и бухгалтерия

Или новость в «Русской Весне» проскакивала — в ЛДНР тоже начали проводить определённую финансовую ревизию. А дескать надо было это делать даже раньше. Теоретически да, практически всем было «до лампады» потому как проблема чисто экономическая. Других проблем хватало. Более серьёзных. Поэтому руки до этого вопроса дошли очень нескоро.

Вот как раз подобные факты ужасно обижают белорусов — вот почему «туда» Москва деньги тратит, а им отказывает? Проблема, как уже было сказано именно в «независимости». Нецелевое расходование российских денег на территории России (территориях, контролируемых Россией) — это одно, а вот их нецелевое расходование на не очень дружественные режимы — это совсем другое. Туда деньги уже жалко. После майдана-2 Украине обрезали практически всё, что можно. Такие вот «братья-славяне».

И как раз для ЛДНР деньги есть, для Дагестана есть, а вот для РБ уже не очень. Причины чисто политические. То есть на Северном Кавказе и на свободном Донбассе используется одна форма расчётов, а вот с Белоруссией уже совсем другая. И прямо и конкретно всё упирается в частности в газ. Куда уж без этого? Кстати, не будь России с её Газпромом этот самый вопрос ни для грузин, ни для белорусов не был бы актуален. Так вот кому-то этот самый газ поставляется «по-свойски». Кому-то уже нет. Где-то нам важно чтобы наши люди не мёрзли, где-то нам уже важна своевременность расчётов за потреблённый энергоноситель.

И ничего личного, просто бизнес. Просто господин Лукашенко как-то «забыл» сообщить белорусам, что политическая независимость от России в частности означает, что зимой будут останавливать котельные и отключать отопление. Как на Украине. Кстати, данная проблема взаимоотношений с Россией/цен на топливо и э/э, характерна и для южного соседа РБ Украины, и для «северной» Литвы. Можно оценить и сделать определённые выводы.

В частности, что происходит с дотационным, когда он таковым быть перестаёт, становясь незалежной державой. Таким образом и на Украине, и в Грузии, и в Прибалтике, до определённого момента энергетика дотировалась Россией. Могла бы дотироваться и дальше, но был сделан «политический выбор». На многочисленные белорусские вопросы, а почему в Смоленской области совсем другие цены на газ? Ответ очень простой — там, как бы совсем другое государство. То есть это как бы не недоработка Москвы, а наглядная демонстрация, почему независимая Беларусь — это невыгодно. И для предприятий, и для граждан на её территории.

Дельта газовых цен — это как раз одна из форм оплаты собственной незалежности. Часть граждан хочет быть «независимыми»? Да не вопрос, но именно они и должны эту независимость оплачивать. И конкретно из своего кармана. То есть «независимая Беларусь», безусловно возможна, но вот уровень жизни там будет в разы ниже чем в России. Чисто технически.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх