В минувшее воскресенье в молдавской столице состоялись выборы мэра. Несмотря на то, что результаты первого тура оказались довольно неожиданными, в целом нужно признать, что события развивались по вполне стандартной схеме и сопровождались достаточно привычными признаками. Одним из таких признаков является традиционно низкая явка избирателей, которая едва превысила 35%.
В какой-то момент, ближе к обеду, даже робко зазвучали опасения, что результаты выборов могут быть вообще аннулированы по причине низкой явки. Однако около 15.00 воскресенья явка все же достигла 25%, которых достаточно, чтобы признать выборы состоявшимися. Ну а ближе к вечеру число кишиневцев, решивших все-таки проголосовать, заметно возросло – то ли от того, что на улице стало попрохладнее, то ли просто потому, что многие вернулись в город с воскресного отдыха.Также традиционной чертой выборов кишиневского мэра стало разделение кандидатов по геополитическому признаку. Но если на левом фланге, традиционно представляющем пророссийский электорат, выступал только кандидат от Партии социалистов Ион Чебан, то правый проевропейский фланг был представлен достаточно пестрым спектром кандидатов, включая представителей нескольких унионистских партий. Не было сомнений, что для избрания нового мэра потребуется два тура, и главной интригой 20 мая было определение, кто станет соперником кандидата-социалиста во втором туре. Фаворитов на правом фланге было двое – представитель проевропейской партии «Платформа DA» Адриан Нэстасе и и.о. мэра Сильвия Раду, которая позиционировала себя как независимый кандидат. Однако ни у кого не было ни малейшего сомнения, что С. Раду пользуется полной поддержкой Демократической партии олигарха В. Плахотнюка.
Еще одной традиционной особенностью стало то, что итоги первого тура выборов сильно разошлись с данными соцопросов и ожиданиями многих экспертов. Главной сенсацией стал низкий результат Раду, полностью провалившей выборы. На то, чтобы провести её во второй тур и не дать пройти туда А. Нэстасе, демократы бросили немалые ресурсы. С. Раду на протяжении многих месяцев ежедневно пиарили на всех телеканалах, входящих в медиахолдинг, принадлежащий В. Плахотнюку.
В то же время против А. Нэстасе, особенно в последние дни кампании, были использованы довольно грязные методы: телеканалы и интернет-медиа Демпартии выкладывали записи его телефонных разговоров с пожилой матерью, призванные дискредитировать кандидата. Провластные активисты проводили провокационные акции, которые должны были деморализовать этого проевропейского кандидата, вывести его из равновесия и втянуть в скандал. Все это создавало впечатление, что проевропейский кандидат вызывает большие опасения, чем представитель пророссийской оппозиции от Партии социалистов. На самом деле проевропейская партия «Платформа DA» Адриана Нэстасе, также как и партия PAS Майи Санду, действительно являются опасными конкурентами демократов в борьбе за проевропейский электорат РМ, и их усиление грозит подорвать на предстоящих парламентских выборах и без того слабые позиции демократов.
Соцопросы – и явно ангажированные, и считающиеся нейтральными, вроде «Барометра общественного мнения», – прочили С. Раду уверенный выход во второй тур и даже вероятную победу в нем. А А. Нэстасе давали не более 15%. Самые отчаянные провластные агитаторы даже говорили о шансах Раду победить уже в первом туре. В итоге 20 мая она набрала всего 17,65% и выбыла из борьбы.
Кандидат Сильвия Раду на этих выборах была по большей части продуктом политтехнологии, виртуальным продуктом, фантомом. До назначения на пост и.о. столичного мэра в ноябре 2017 года и старта досрочной предвыборной кампании рейтинга у нее не было, и мало кто знал о ней как о политике. Наибольшую известность она получила в качестве главы молдавского отделения компании «Юнион ФЕНОСА», владеющей большинством электрораспределительных сетей страны. Однако «слава» эта была нелестной, как и общее отношение населения к этой компании. Особенно широко обсуждалась зарплата Раду на этом посту – почти полмиллиона леев. Данные цифры были обнародованы в 2016 году, когда Раду после увольнения из «Юнион ФЕНОСА» решила пойти в политику. Причем первая же попытка пришлась на президентские выборы, где Сильвия показала результат в пределах статистической погрешности.
После назначения и.о. мэра Кишинева, к законности которого было немало вопросов, ее позиционировали как «кризисного менеджера», «технократа», а затем как непартийного кандидата в мэры. На нынешних выборах непопулярные в столице, но обладающие неограниченным административным и финансовым ресурсом демократы ни разу открыто не высказались в том духе, что Раду – их кандидат. Сама Сильвия, хоть и не отказывалась от поддержки «любых партий», всячески подчеркивала свой «независимый» статус. На это же упирали телеканалы демократов в ежедневных репортажах в ее поддержку. «Независимый кандидат» против «партийных кандидатов» – так представляли противостояние Раду и ее конкурентов агитаторы. Но ей это не помогло.
Исход второго тура, который пройдет 3 июня и где избирателям придется выбирать между Ионом Чебаном и Андреем Нэстасе, не очевиден. По итогам первого тура у Чебана перевес в 8%, это почти 20 тысяч голосов в абсолютных цифрах. Представитель Партии социалистов вряд ли может рассчитывать на поддержку кого-либо из выбывших кандидатов. Большая их часть, напротив, скорее всего, поддержит его конкурента.
Во втором туре за пост мэра будут состязаться Ион Чебан (слева) и Адриан Нэстасе
Вместе с тем Чебан и близко не использовал весь традиционный электоральный потенциал левых в Кишиневе. Главным его ресурсом, таким образом, остается дополнительная мобилизация левого избирателя. А главной мобилизационной стратегией, судя по всему, станет представление Нэстасе в роли политика, мало интересующегося вопросами муниципального хозяйства и больше озабоченного партийными и личными политическими амбициями.
Уже на следующий день после первого тура И. Чебан обратился к А. Нэстасе с предложением провести открытые общественные дебаты по вопросам, касающихся городских проблем, однако последний пока уклонился от них. По большому счету Нэстасе – юрист, никогда не занимавшийся проблемами городского хозяйства. В отличие от Чебана, который уже три года является руководителем фракции социалистов в муниципальном совете Кишинева, а недавно закончил Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Что касается Нэстасе, то к почти 72 тыс. голосов, полученных им в первом туре, добавится существенная часть избирателей выбывших правых кандидатов. В первую очередь речь о кандидате от Партии национального единства Константине Кодряну (в первом туре он набрал 4,55%, или около 10 тыс. голосов) и либерале Валериу Мунтяну (у него 3,61%, это около 8 тыс. голосов). Оба они уже выступили в поддержку единого кандидата правых.
Таким образом, несмотря на то, в первом туре выборов мэра Кишинева кандидаты старались не затрагивать геополитическую повестку, второй тур плавно вкатывается на рельсы геополитики. Ну а если вспомнить, что за всю историю независимости Молдовы левые партии еще ни разу не побеждали на выборах столичного мэра, то можно с большой долей уверенности заявить, что в случае победы Иона Чебана 3 июня во втором туре, это может повлечь за собой геополитические изменения и в государственном масштабе. В виде прихода социалистов к власти на парламентских выборах, которые пройдут осенью этого года.
Свежие комментарии