На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Несекретные материалы

14 335 подписчиков

Свежие комментарии

Зигзаг удачи судьбы Эльдара Рязанова. Сегодня отмечается 95-летие со дня рождения мастера лирической комедии

Имя режиссера Эльдара Александровича Рязанова прочно вошло в сокровищницу советского и российского кино. Его по праву считают классиком отечественной режиссуры. Творчество Эльдара Рязанова можно сравнить с такой величиной итальянского кинематографа, как Федерико Феллини.

Окружающая действительность, истории простых людей из разных социальных слоев – основной материал для кинематографического творчества обоих мастеров кино.

А начинал Эльдар Рязанов как выпускник ВГИКа, окончивший курс легендарного советского режиссера Григория Козинцева, заставший в качестве педагога ВГИКа самого Сергея Эйзенштейна, с которым у него сложились очень теплые отношения и у которого он даже бывал дома.

Рязанов пришёл во ВГИК случайно, за компанию с друзьями. Он не собирался поступать туда специально. Когда он уже проучился два курса, его мастер Григорий Козинцев сказал: «Ты слишком молодой для этой профессии, я хочу тебя отчислить». На что остроумный Эльдар Александрович нашёлся сразу, что ответить: «А когда Вы меня принимали два года назад, я был ещё моложе». На этом инцидент с отчислением был исчерпан.

Козинцев был строг к своим ученикам, но и помогал многим. Именно он посоветовал молодому режиссеру Рязанову после окончания ВГИКа пойти в документальное кино, в игровое кино тогда попасть было практически нереально. И фильмов в год снималось очень мало. Работая в документальном кино, Эльдар Александрович прошел очень хорошую школу. Он сделал уже немало проектов, когда его с заданием от Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) отправили сделать фильм о Сахалине.

Природа острова, люди, их жизнь вдохновили Рязанова на очень серьёзную кинематографическую ленту. Работать приходилось в трудных климатических условиях, на натуре, в итоге был сделан хороший, добротный материал. Снимал Рязанов вместе с Василием Катаняном - сыном знаменитого Василия Абгаровича Катаняна, мужа знаменитой Лили Брик.

Василий был однокурсником Рязанова по ВГИКу, нежную и трогательную дружбу с ним он пронёс через всю свою жизнь. Если персонажу фильма Рязанова нужна была фамилия, то обязательно в сценарии появлялся герой с фамилией Катанян.

Фильм о Сахалине был показан в рамках Каннского кинофестиваля и даже был удостоен приза. Тандем с его первой женой - редактором кино Фоминой также сформировал режиссера Рязанова как личность. Всю их совместную жизнь Эльдар Александрович советовался со своей супругой по многим творческим вопросам, а прожили они вместе более 30 лет. Вторая супруга - Нина Григорьевна Скуйбина-Рязанова, редактор Мосфильма, и третья, последняя супруга Эльдара Александровича - Эмма Валериановна Абайдуллина, журналист, киноредактор, были его музами и вдохновляли на творчество.

После пяти лет работы в документальном кино жизнь буквально вытолкнула Рязанова в игровое кино. Директор киностудии Мосфильм всесильный Иван Александрович Пырьев буквально заставил, уговорил Рязанова, который ушёл из документального кино и работал помощником режиссера на киностудии, взяться за съёмки фильма «Карнавальная ночь» (1956). Рязанов долго отказывался, считая, что комедия не его жанр, но, в конце концов, согласился. Это был тот самый «зигзаг удачи», который подарил советскому кинематографу мастера лирической комедии.

Интересно и то, как создавался фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973). После приезда в Рим Эльдар Александрович Рязанов с киногруппой пришёл на студию Дино де Лаурентиса - продюсера и бизнесмена, знаменитого итальянского режиссёра, где снимал свои фильмы Федерико Феллини. Атмосфера уже была накалённая. Во-первых, сценарий пришлось многократно переделывать и переписывать, а бюджет и время съёмок были ограничены. Отношение «хозяев» и условия проживания киногруппы поначалу не устроили Рязанова, и он уже хотел отказаться от съёмок, пришлось ставить свои условия: предоставить нормальную гостиницу для проживания, обеспечить съемочную группу питанием и т.д.

В изначальном варианте сценария итальянским соавторам Рязанова понравилась только история со львом, который гоняется за искателями клада, всё остальное пришлось добавлять и переписывать. В окончательный вариант вошли тексты итальянских коллег и русских авторов сценария. Итальянцы хотели экшен, много трюков, обязательно погоню на автомобиле. Для сценария была придумана эффектная сцена посадки самолёта прямо на шоссе среди движущегося потока автомобилей. Фильм пользовался любовью и симпатией зрителей как в России, так и в Италии.

А вот как произошла встреча многолетних соавторов и коллег Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова. Они не сразу стали соавторами. Встретившись в общей компании у режиссера Анатолия Рыбакова, они затем много лет, встречаясь и пробегая каждый по своим делам, говорили друг другу: «Привет, ну, как дела?» Как писал в свое время Эмиль Брагинский, стать соавторами они могли бы гораздо раньше. Но, наконец, в 1963 году произошла их встреча, окончившаяся написанием повести «Берегись автомобиля!» До реализации её как киносценария прошло немало времени. Главный герой – Юрий Деточкин не понравился руководству киностудии «Мосфильм» - будучи положительным персонажем, он делал совершенно неположительные действия, и вообще оказывался благородным, но жуликом. Поэтому сценарий долго не утверждали. В результате Брагинский и Рязанов переделали его в повесть и напечатали в журнале. Впоследствии очень часто из повестей у них вырастал прекрасный сценарий, из сценария получалась пьеса. Вместе они проработали 35 лет. С уходом своего соавтора Эльдар Александрович очень тосковал по их совместной работе.

А работали они так: сначала рождалась идея, идей всегда было много, и они быстро обоими соавторами отбраковывались. Тогда рождались новые идеи и снова отбрасывались, пока не находилась та самая нужная для написания сюжета. Часто основой сценария служил какой-то интересный случай. Например, новогодняя комедия «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975), без которой уже много лет не обходится ни один новогодний показ, родилась из истории, рассказанной про одного человека, который после бани забежал к приятелям, там была вечеринка, все напились, и приятели решили на поезде отправить его в Ленинград. В городе на Неве этот человек оказался с портфелем, веником для бани и 15 копейками в кармане. Постепенно рождается образ главного героя, это врач, ему авторы дают фамилию Лукашин. Для того, чтобы герой не смог протрезветь быстро, и все его приключения в Ленинграде выглядели в комедийном ключе, авторы отправляют его туда на самолёте. Потом придумывается, что он попадает на ту же улицу, что и в Москве, и ключ подходит к двери квартиры с таким же номером, как у героя в Москве, и т.д. Также на реальной истории из жизни - драматическом эпизоде основан фильм «Вокзал для двоих» (1982), когда композитор Микаэл Таривердиев реально был в такой ситуации, попал на машине в аварию, а за рулём была его жена, и он, чтобы спасти её от ареста, взял вину на себя. И таких историй было много в совместном творчестве Рязанова и Брагинского. Нет смысла перечислять здесь все работы режиссера Эльдара Александровича Рязанова. Народная слава знает их названия и сюжеты наизусть.

В 2005 году в Москве был открыт Киноклуб «Эльдар», где проходили и проходят кинопоказы как фильмов самого Мастера, так и других авторов, а также концерты. При жизни Эльдара Рязанова там проходили капустники, вечера встреч друзей режиссёра, юмор и весёлый смех всегда сопровождали эти посиделки. В Самаре, где родился режиссёр, открыт музей, куда отданы подлинные его вещи и артефакты. Память о Мастере комедии навсегда останется в наших сердцах.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх